ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Журнал Логос

Слышим ли мы Гераклита? Или так нам только кажется?


Автор: Муравьев Сергей

Информация об авторе:
Родился в 1938 г. в Париже. После репатриации семьи родителей в СССР был студентом Института иностранных языков в Харькове и Москве. Автор 180 научных работ (в том числе 13 книг) на трех языках по истории и филологии античных философских текстов, истории
создания раннехристианских алфавитов, палеогеографии Востока I тысячелетия до н. э. (по литературным источникам), раннехристианской археологии и русской генеалогии. С 1996 г. доктор философских наук Парижского университета IV (Сорбонны). Преподавал в École pratique des Hautes Études в Париже. Участвует в подготовке нового издания фрагментов cтоиков Зенона и Клеанфа. К основным темам исследований принадлежит прежде всего изучение наследия Гераклита Эфесского. С 1999 г. выходят Heraclitea — подготовленное С. Муравьевым многотомное полное издание источников, свидетельств и фрагментов. К 2008 г. вышло десять книг, еще несколько — в производстве. Завершил готовящееся к печати русскоязычное однотомное издание свидетельств о жизни и учении философа и фрагментов его книги.

Аннотация:
Опираясь на свой большой опыт работы над наследием Гераклита Эфесского (первая публикация в 1970 г., двенадцать книг, около сотни статей), автор высказывает свое нелицеприятное мнение о превалирующей в университе тах и гуманитарных научных заведениях земного шара традиционной филологической практике чтения фрагментов и восстановления учения древнего мыслителя. Он показывает, какой вред эта практика наносит тем историкам философии и философам, не владеющим научным багажом классической филологии, которые вынуждены доверять ее сиюминутным результатам или мириться с кричащими противоречиями поставляемого ею «знания» и с многоликостью поставляемых ею «переводов». Автор подчеркивает три изначальных греха классической филологии, занимающейся фрагментарным наследием раннеантичных философов: 1) отсутствие какой-либо методологии помимо приемов, приложимых к литературным текстам и историческим источникам; 2) систематическое использование презумпции виновности, недостоверности, неаутентичности, преднамеренного искажения, непонимания, глупости, порчи… по отношению к авторам античных источников всех наших знаний о предмете; 3) игнорирование самых элементарных правил логики и лингвистики и постоянное смешение планов выражения, содержания и истолкования.

Ключевые слова: метод; интерпретация; филология versus история философии; досократики; Гераклит

pdf-версия: pdf

© 1991—2018 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко